Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность»


  • Цикл занятий по валеологии в средней группе, тема: «Вот Я какой!»

    Автор занятия: Надымова Ольга Сергеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.

    Цели и задачи:

    Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

    Материалы и оборудование:

    Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.
    2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока. Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.
    Кубики льда, стакан с теплой водой.
    Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

    Ход занятия:

    - Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
    - Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие теме веселы и, чем могут, помогают другим людям...
    - Как вы думаете, почему так бывает?

    (Ответы детей)

    - Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.
    - Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

    Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы»

    - У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.) - Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
    - Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)

    Блок 2 – волосы

    Отгадайте загадку:

    Загадка про волосы

    Не сеют, не сажают,
    А сами вырастают.
    (Волосы)

    - Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы).

    Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их... Подергайте...
    Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)
    - Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца).

    Блок 3 – кожа

    - Что располагается ниже? (ответ: лоб)
    - Что внутри? (ответ: мозг)
    - Зачем нам мозг? (ответ: чтобы думать)
    - Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)
    - Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела.

    Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?

    Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).
    Что почувствовали?

    - Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.
    - А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)
    - Что может чувствовать кожа? (ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)

    Блок 4 – глаза

    Отгадайте загадку:

    Загадка про глаза

    Оля смотрит на кота,
    На картинки-сказки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле...
    (Глазки)

    - Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание).
    - Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
    - У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? ( ответ: веки). Зачем нужно моргать?
    - Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
    - Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

    Блок 5 – нос

    Отгадайте загадку:

    Загадка про нос

    Вот гора, а у горы
    Две глубокие норы.
    В этих норках воздух бродит,
    То заходит, то выходит.
    (Нос)

    - Что ниже? (ответ: нос)
    - Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать)
    - Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
    Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)

    Блок 6 – уши

    Отгадайте загадку:

    Загадка про уши

    Оля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле...
    (Ушки)

    - Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши).
    - Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)
    Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать)

    Блок 7- рот

    - Что располагается ниже? (ответ: рот).
    - Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.
    - Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.
    - И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
    - Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).

    Блок 8 – шея

    - Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

    Блок 9 – руки и ноги

    Отгадайте загадки:

    Загадка про ноги

    Оля весело бежит
    К речке по дорожке.
    А для этого нужны
    Нашей Оле...
    (Ножки)

    Загадка про руки

    Оля ягодки берет
    По две, по три штучки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле...
    (Ручки)

    - Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.) - А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

    Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем»

    Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти).

    Блок 10 – внутренние органы

    - Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.
    - Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

    Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

    У меня есть голова
    Направо - налево, раз – два.
    (Повороты головы направо – налево, наклоны головы)

    Она сидит на крепкой шее,
    Повертели – повертели.
    (Круговые повороты шеей)

    Затем туловище идет,
    Наклон назад, наклон вперед,
    Поворот – поворот.
    (Руки на поясе, наклоны, повороты)

    Умелые руки есть у всех,
    Вверх- вниз, вниз – вверх.
    (Рывки руками вверх – вниз)

    Ноги нам нужны, чтоб бегать,
    Прыгать, приседать, стоять.
    (Бег на месте, подскоки, приседания)

    Вот какое мое тело!
    С ним все сделаешь на «пять»!

    Практические упражнения:

    • Покажи где у тебя голова
    • Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
    • Вытяните шею, как гусь.
    • Втяните голову в плечи.
    • Погладь свой носик.
    • Погладь носик своего соседа.
    • Покажи свои ушки.
    • Открой и закрой рот.
    • Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

    Чтение детям

    Тело человека

    (М. Ефремова)

    Что такое наше тело?
    Что оно умеет делать?
    Улыбаться и смеяться,
    Прыгать, бегать, баловаться…
    Наши ушки звуки слышат.
    Воздухом наш носик дышит.
    Ротик может рассказать.
    Глазки могут увидать.
    Ножки могут быстро бегать.
    Ручки все умеют делать.
    Пальчики хватают цепко
    И сжимают крепко-крепко.
    Чтобы быть здоровым телу,
    Надо нам зарядку делать.
    Ручки мы поднимем: «Ох!»,
    Сделаем глубокий вдох!
    Наклонимся вправо–влево…
    Гибкое какое тело!
    И в ладошки вместе: «Хлоп!»
    И не хмурь красивый лоб!
    Потянулись – потянулись…
    И друг другу улыбнулись.
    Как владеем мы умело
    Этим стройным, сильным телом!

    Заключение

    - Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
    - А такой орган, который бы ничего не делал? (Ответы детей).

    Вот и молодцы, хорошо поработали.

    Скачать конспект занятия по валеологии «Вот я какой!»


    Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/valeologiya/vot-ya-kakoi.html



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Я и Как подготовить потолок к покраске водоэмульсионной краской самостоятельно

    Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность» Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность» Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность» Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность» Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность» Конспект НОД по теме «Я и моё имя. Индивидуальность»