Фиолетовый пуловер/розовый топ


  • Г. И. Гаганов привел все многообразие геометрического орнамента к двум системам развертки элементов: прямоугольной и полярной (лучевой). К частным случаям отнесены раппорты орнаментов  па  кривых  поверхностях — трапецеидальные на конических минаретах и треугольные па кривых (купола).

    Это положение не вполне точно, ибо, как будет дальше указано, треугольные раппорты приложимы только к конической поверхности и неприложимы к сфероконической. В другом месте Г. И. Гаганов сам правильно отметил, что «длинные стороны такого треугольника в натуре будут иметь вид кривых». Сетки равносторонних треугольников также нельзя отнести ни к прямоугольной, ни к лучевой системе.

    Мы придерживаемся иной классификации гирихов.

    Первая группа. Построение на сетке квадратов.

    Вторая группа. Построение на лучевых сетках в границах квадрата.

    Третья группа. Построение на сетке равносторонних треугольников в границах прямоугольников.

    Четвертая группа. Построения на пятилучевой сетке в границах прямоугольников

    Пятая группа. Построение на кривых поверхностях сводов и куполов.

    Первая группа — рисунки, построенные на сетке квадратов. Сюда относятся все виды геометрических орнаментов, линии которых лежат на осях симметрии квадратов. Размеры квадратов сетки составляют модуль, по отношению к которому все части орнамента этой группы могут быть выражены в простых числах. Таким естественным модулем в архитектуре является кирпич.

    Кладка из жженого кирпича, если она ведется без швов, насухо (как это имеет место в кирпичной мозаике XI— XIII вв.), образует геометрический орнамент, все отношения которого вытекают из размеров кирпича.

    Еще ал-Каши указывал, что наряду с такими мерами длины, как локоть (зира), сажень (касаба), стежок (ашалл), фут (кадам, дословно— «ступня»), дюйм (исбъа, дословно— «палец»), специальной мерой архитектуры является кирпич: «здания, колонны и своды в постройках, — писал он, — измеряются с помощью сырого и обожженного кирпича» 245.

    На протяжении XI—XII веков мелкий саманидский кирпич (20—23 см в стороне) постепенно уступает место более крупному (в минарете Калян и мечети Намазгах до 27—27,5 см в стопине; во дворце правителей Термеза — до 28—28,5 см). Вместе с тем потребность в специальном кирпиче для мозаичного мощения полов 246, плоских и рельефно-граненых выкладок (например, «сельджукских цепей») вызвала необходимость в мелких плитках и кирпичиках. Заполняющие плоскость парал-лелогоны стали распиливать на равные части из плитного кирпича. Какого-либо четкого стандарта в размере кирпича в эту эпоху не было, и поэтому важное значение имело отношение толщины плитки к ее стороне.

    Для фигурных кладок употреблялся кирпич, состоящий из любого числа квадратов в одном ряду. Минарет в Джар-Кур-гане фиолетовый пуловер/розовый топ (начало XII в.) выложен «в елку» (облицовка гофр) из кирпича в четыре квадрата. В софите мечети Магоки Аттари в Бухаре (XII в.) для фигурной кладки на южном фасаде использованы кирпичи двух типов — трех и шести квадратов. В фигурной кладке минарета 1127 года в Бухаре использованы кирпичи в два, три и пять квадратов.

     

     


    Источник: http://www.uzorvostoka.ru/iskusstvo/mnogoobrazie-geometricheskogo-ornamenta.html



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Основа для украшения : Сетка закруглённая Шляпа для мальчика крючком - описание, схемы+фото

    Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ Фиолетовый пуловер/розовый топ